РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Все будущее человек постигает при помощи творческого воображения. Ориентировка в будущем, поведение, опирающееся на будущее и исходящее из этого будущего, есть главнейшая функция воображения. Поскольку основная воспитательная установка педагогической работы заключается в направлении поведения ребенка по линии подготовки его к будущему, то развитие и упражнение его воображения являются одной из основных сил в процессе осуществления этой цели. Л. С. Выготский писал, что создание творческой личности, устремленной в будущее, подготовляется творческим воображением, воплощающимся в настоящем. Воображение является высшей психической функцией, отражающей действительность. Основой воображения является творческая деятельность, в которой творчество (как развитие) есть необходимое условие человеческого существования. Воображение и творчество – не разрушение целостности объекта, а наоборот достраивание в согласии с особенностями объекта и воплощение в конкретные оригинальные продукты деятельности без опоры на образец. Основная задача воображения — представление ожидаемого результата до его осуществления. Самый высший уровень развития воображения проявляется в творчестве, особенно интенсивно развивающийся в дошкольном возрасте. Я считаю, что дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Совершенно очевидно, что для участия в творческой деятельности, для развития творческих способностей наиболее значимо творческое воображение, так как оно позволяет открывать новые, сущностные характеристики действительности. Само понятие «творческое» предполагает акцентирование новизны, оригинальности создаваемых воображением образов, самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. В своей педагогической деятельности я поняла, что творческое воображение нуждается в дошкольном возрасте в особом внимании в плане развития. И если не заниматься развитием воображения, в последующем эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются. Следовательно, необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир. В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. Известно, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. Выражение ребенком своих переживаний в изобразительной деятельности является инструментом исследования его бессознательных процессов, облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения, обеспечивает развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации. Следовательно возможно воздействие на развитие творческого воображения средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д. Важное новообразование дошкольного детства — воображение, с которым связывают зарождение личности. Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческого воображения и его направленности, креативности ребёнка дошкольного возраста. Это способность ребёнка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. В дошкольном возрасте Л. С Выготский выделил, что 6-7 лет – благоприятный сензитивный период для раскрытия существующих и развития новых способностей ребенка — путь к одаренности. Если в этот период воображение специально не развивать, то в дальнейшем эта способность постепенно затухает, снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству и к творческой деятельности, обедняется личность. Условием развития творческого воображения дошкольника является вовлечение в активные формы изобразительной деятельности: использование в работе нетрадиционных материалов и оригинальных техник; тематическое рисование, художественно-дидактические игры; развитие способности на основе ассоциаций комбинировать в воображении жизненный и культурный опыт, используя разнообразный изобразительный материал. Практика показала, что нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий и самовыражению в целом. Для развития творческого воображения в совместной деятельности с детьми использую моделирование образов из геометрических фигур и шаблонов. Сначала в черном цвете, потом цветные. Например: «Инопланетянин», «Составь из треугольников (любая другая геометрическая форма) фигуру» и т. д. Задания можно варьировать количеством, формой, размером или условием. Можно предложить нарисовать карандашом вместо готовых фигур. В развитии умения создавать образы использую упражнения на дорисовывание до определенного образа кляксография. Предлагаю детям листы с причудливыми кляксами, которые заранее совместно приготовили. Сначала одну кляксу и с усложнением до нескольких пятен на листе. Дети прорисовывают пятна на определенную тему и учатся объединять их в композицию. А также предлагаю линии разной формы для дорисовки: «Кто спрятался? » Упражнение «Знакомая форма – новый образ» помогает изменять знакомую форму предмета, на новую. Необходимо обвести предмет и дорисовать детали. Дети учатся преобразовывать. Существует и другая игровая техника получения клякс – раздувание краски по листу бумаги с помощью коктейльной трубочки. Необходимо дуть на каплю в разных направлениях. Интереснее выполнять на цветном фоне – разыгрывается воображение, клякса уже куда-то попадает. Но чаще всего дети делают деревья, для персонажей необходимо увеличить каплю. Усложнение – количество клякс, развивается сюжет. Наиболее трудное, но увлекательное упражнение для детей старшего возраста это грифонаж, т. е. каракули. Это произвольное рисование каракуль, можно с закрытыми глазами. В каракулях нужно узнать образ знакомого предмета или животного и прорисовать. Похоже на знакомую всем игру «На что облако похоже». Чаще всего в этом упражнении требуется помощь взрослого или другого ребенка. В дальнейшем можно устроить соревнование — кто больше увидит предметов. Очень интересно будет, если найденный в каракулях образ обвести простым карандашом, вырезать и дорисовать цветными карандашами детали, а потом наклеить на подготовленный фон, или накопив несколько фигур, сделать коллаж — это творческое экспериментирование с изобразительным материалом и различным материалом декорирования. Главное подобрать необходимый материал и предметы по выбранной теме и составить композицию, подготовить фон, который можно подготовить с помощью печатанием губкой, щетинной кистью, штампами, срезами овощей, листьями, а также пищевой пленкой – получается эффектная фактура. Фон можно использовать для рисования, поделок и аппликации. Для создания графических отпечатков и нахождение в них образов использую прием рисующая нить. Это обычная швейная нить, пропитанная краской или тушью, которая кладется на лист и накрывается вторым листом. Нить вытягиваем за кончик и убираем второй лист, полученный отпечаток превращаем в образ и прорисовываем. На занятиях по изодеятельности использую различные техники:
— цветовая заливка по сырому листу губкой или широкой кистью. Можно использовать несколько цветов.
— процарапывания цветного слоя из густой гуаши или акрила резным картоном, палочкой, пластиковой вилкой.
— граттаж черно – белый, цветной – процарапывание поверхностного черного слоя с воском.
— монотипия предметная – рисование половинки симметричного предмета. Монотипия пейзажная – отпечаток на мокрой второй части листа.
— отпечаток цветных мыльных пузырей, лучше использовать пищевой краситель — пузыри будут ярче.
— заливка акварелью с солью. Влажная краска посыпается солью – эффект зернистости, если не стряхивать – получается шероховатость.
— акварель, восковые мелки или масляная пастель. Вместе с детьми на занятиях часто выполняем работы в смешанной технике, придаем в работе объемность. Используем ватные палочки и штампы. Ребятам очень нравится. Например, если скомкать кусочек бумаги, потом ее распрямить и намочить в синей воде, дать стечь — получится льдина с изломами. Краска прокрасит места изломов. Используем обрывание, скручивание, скатывание бумаги. А также графические материалы – пастель для фактурного изображения (мех) и ее растушевка – эффект воздушности, черную гелевую ручку — характерные линии, штриховки для украшения графического изображения узорами, прорисовка. Всем известно, что развитие у детей способностей не одинаково. А на занятиях ребенок активно и самостоятельно проявляет себя. Так как нетрадиционные техники рисования интересны, увлекательны и доступны ребенку, позволяют сочетать необычные материалы, открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению. Но на этом я не останавливаюсь. В настоящий момент изучаю влияние арт – терапии на развитие творческого воображения дошкольников. Методы арт-терапии обладают значительным здоровьесберегающим потенциалом в системе образования. Ребенок, придя в детский сад, испытывает сильный стресс, который иногда затягивается, на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4—5 лет у ребенка еще не раз могут возникнуть ситуации, вызывающие сильное эмоциональное напряжение. В подготовительной группе на пороге школы он снова попадает в стрессовую ситуацию. Необходимо сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для развития личности, творческого самовыражения.