Добро пожаловать, гость 

Показать / спрятать

Добро пожаловать, гость! Для участия в форуме требуется регистрация.





Страниц: [1]
Автор Тема: Роль сюжетно – ролевых игр в социально – коммуникативном развитии детей дошкольного возраста.
admin
Администратор
Сообщения: 26
Permalink
Сообщение Ответ на: Роль сюжетно – ролевых игр в социально – коммуникативном развитии детей дошкольного возраста.
 November 11, 2022, 19:09
Цитата

Благодаря сюжетно – ролевым играм оцениваются способности к коммуникации детей, что помогает определить подход к каждому. Также, ребёнок, входя в разные образы, развивает воображение, улучшает коммуникативные способности. Подчинение правилам в процессе игры помогает контролировать свое поведение.

Для рассмотрения данной темы потребуется изучить термины, которые помогут разобраться в вопросе о роли сюжетно – ролевых игр:

Коммуникация – это взаимодействие двух индивидов посредством общения с целью обмена информацией.

Речь – важная форма общения между людьми с помощью слов и звуков.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, создаваемый с целью установления и/или улучшения контактов, получение или обмена новой информацией.

Игра – это вид деятельности, смысл в котором лежит в процессе.

Действия, с помощью которых происходит данный акт, называют коммуникативные способности.

Проблема реализации в ребенке коммуникативных способностей не редко волнует множество психологов. Общество требует от людей постоянно находиться в коммуникации с миром. Таким образом, человек обретает свое независимое мнение, обретает опыт, получает новую информацию, развивает в себе творческие способности, учиться грамотно выражать свои мысли. Из этого следует, что педагоги детей дошкольного и школьного возраста должны обращать внимание на развитие в детях организации взаимодействия с миром. Особенно требуется заострить внимание на данной теме воспитателям в дошкольных учреждениях, т.к. именно в таком возрасте ребенок лучше усваивает информацию, которая надолго сохраняется в его памяти. Вследствие обретения коммуникативных навыков ему также удается контролировать свое поведение, находясь в социуме.

Средствами общения могут являться вербальные и невербальные.

К вербальным (речевым) средствам относится основной процесс получения информации – с помощью речи.

К невербальным (неязыковым) относится такие виды коммуникаций, как:

Фонационные: темп, тембр, громкость речи, речевые паузы и т.д.;
Кинетические: жесты, мимика, поза говорящего;
Графические: почерк.
Все это в совокупности отображают смысл невербальных средств общения.

Значение сюжетно-ролевых игр для ребенка

Вступая в жизнь, ребенок входит в новую для него организацию социальных связей. На протяжении первых 7-ми лет развивает свои коммуникативные способности с людьми. Поэтому, чтобы благоприятно повлиять на развитие социально-коммуникативных связей ребенка, можно воспользоваться таким средством общения, как ролевая игра. Данный метод является доступным для детей дошкольного возраста.

Создавая воображаемый мир у себя в голове, дети развивают в себе: воображение и образное мышление; Примеряя на себя разные роли, перенимая поступки персонажей, ребенок развивает свою личность, учиться сочувствовать другим, контролирует свои эмоции.

Сюжетно – ролевая игра может брать свое начало с раннего возраста. Например, в период от 1 до 3 лет ребёнок участвует в общении с игрушками, которые играют роль «заместителя». Начиная с 3-ех, он способен взаимодействовать со сверстниками и использовать предметы, чтобы войти в определенный образ. С 5-ти летнего возраста, начинается активный контакт между сверстниками. Вместе они создают обстановку и образы в игре.

Из этого следует, что сюжетно-ролевые игры возникают в процессе развития ребенка, становясь с каждым годом продуманней и дополненными различными средствами общения.

Игра и общение:

В возрасте 3-ех лет возникает кризис развития, которому сопутствует такие негативные эмоции, как упрямство, капризность, своеволие и т.п. Однако появляются и позитивные качества, вследствие вступления ребенка во взрослую среду, где он знакомится с миром, с новыми отношениями. Преодолев эту ступень развития, ребенок пытается создать для себя «мир взрослых» придумывая сюжет и обстановку. Таким образом, появляется сюжетно-ролевая игра в полном смысле.

Игра помогает ребенку «войти» во взрослую жизнь. Он примеряет на себя роль родителя, доктора или ветеринара, шофера или ведущего, и т.д. Это помогает ему почувствовать новые эмоции, чувства. Также создается определенная атмосфера в игре, которую дети выбирают сами (весёлая, грустная, нежная и т.д.).

Вначале пути ребенок переносит жизнь взрослых на игрушки, а в дошкольном возрасте все действия с игрушек переходят на его самого. Теперь он осознает, что хочет стать таким же, как взрослые. Поэтому все действия, которые совершает родитель, ребенок запоминает и подражает ему.

В суть сюжетно-ролевых игр чаще всего входят яркие воспоминания о картине, мультфильме, бытовой сцене и т.д. Благодаря впечатлениям о каких-либо предметах, дети копируют образы и создают свою игру, где разные предметы могут принимать совершенно другие значения. Например, палка может стать шпагой, кастрюля – шлемом, швабра – летательным аппаратом.

У каждой ролевой игры есть сходства. В раннем детстве, в игре принимает участие 2-3 человека. Сюжет может основывать на простых сценах. Например, один из участников хочет устроить чаепитие и приглашает гостей. В роли приглашенных могут служить не только люди, но предметы-заместители.

В дошкольном возрасте дети развивают сложные сюжеты. Каждый игрок имеет несколько предметов, которые в процессе игры могут получить иной смысл. Вначале все договариваются о правилах и распределяют роли. Таким образом, каждый имеет смысл того, что он делает.

Игра для детей является проводником в новый, интересный мир. Дети отображают реальность вокруг них с помощью сюжетно-ролевых игр. Даже такая простая игра, как дочки-матери или готовка, способна изменить восприятие к окружающим предметам, улучшить взаимоотношения сверстников. Конечно, бывают ситуации, когда в процессе игры дети ссорятся, но в большинстве случаев это происходит из-за предмета, которого не поделили или если кто-то из игроков не подчиняется поставленным правилам. Заканчивается либо изгнанием игрока, либо прекращением игры.

В игре выделяется два игровых отношения: игровые, реальные.

Игровые отношения – отношения по сюжету и роли.

Реальные отношения – отношения детей, которые выполняют общее дело.

Игра для детей это не только общение со своими сверстниками, а также с помощью неё ребенок учится делать то, что ему пригодится в жизни. Играя в «семью», он учится уважать своих родителей, помогать сестрам и братьям. Правилам дорожного движения дети учатся в игре «водитель». А «парикмахерская» развивает в детях культурно-гигиенические навыки.

Сюжетно-ролевая игра помогает реализовать ребенка в будущем.

Страниц: [1]
Mingle Forum by cartpauj
Версия: 1.0.34 ; Страница загружена за 0.057 секунд.